Мини-музеи
Мини-музей "Сказка"
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам.
Задачи:
- знакомить детей с различными видами сказки (народная, авторская);
- обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
- помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
- развивать речь детей, воображение, фантазию;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
- включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Содержание мини-музея:
Коллекция располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате. Экспонатами стали разнообразные виды театра, собраны в соответствии с возрастом детей. В нем мы собрали коллекцию русских народных сказок, стихов, сказочных персонажей, сказочных атрибутов, маски сказочных героев. Учитывая возраст детей, подобрали игры, песенки, потешки.
В музеи находиться портретная галерея великих сказочников прошлого и настоящего, оформленного в виде альбома. Для прослушивания и просмотра сказок имеется сборник рекомендуемый ФОП.
Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.
Мини-музей «Тряпичная кукла»
Цель: пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной игрушке, как к символу России.
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к народному фольклору, культуре своих предков и народной кукле;
- познакомить детей с историей тряпичной куклы, привлекая внимание к истории русской народной игрушки, выделяя её достоинства;
- приобщать детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми и воспитывать интерес к народным промыслам.
Содержание и наполненность мини-музея.
Куклы-обереги
- «Пеленашка»,
- «Подорожница»,
- «Скрутка», кукла
- «Крупеничка»,
- «Вепсская»,
- «Северная берегиня» и т.д.
Обрядовые куклы
- Неразлучники,
- Масленица,
- Коляда,
- Кукушечка,
- Покосница,
- Крупеничка.
Игровые
- Столбушка,
- Барыня,
- Девка-баба,
- Бабочка
Мини-музей «Пирамидки»
Цель:
Пробуждение интереса детей к русской традиционной игрушке.
Задачи:
- Изучить историю возникновения игрушки. Познакомиться со старинными видами пирамидок.
- Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей.
- Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой.
- Способствовать развитию моторики мышления, цветовосприятия и усидчивости.
- Учить распознавать различные геометрические формы.
- Обучать группировать предметы по цвету, развивать зрительное – слуховое восприятие.
- Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме.
- Воспитывать заботливо отношение к экспонатам.
Разделы и экспонаты:
Экспонаты нашего музея привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты изготовлены из различных материалов, многие сделаны своими руками.
- «Старинные пирамидки» в этом разделе пирамидки наших бабушек, изготовлены из дерева своими руками. (утенок, елочка, Кремль.)
- «Развивающие пирамидки» это современные пирамидки направлены на развитие моторики мышления. ( складные башенки, и т.д.)
- «Пирамидки сделанные своими руками» (вязанные, картонные)
- «Загадки» в этом разделе собраны загадки и стихи детских писателей.
- «Дидактические игры» (меткий стрелок, башенки, бусы и т.д.)
Ожидаемые результаты:
Значимость программы мини-музея «Пирамидки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем мини - музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Эффективность использования мини - музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.
Мини-музей " В гостях у сказки"
Мини-музей «Хлеб всему голова»
Мини-музей «Хлеб — всему голова» предназначен для формирования у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Цель: воспитание у дошкольников уважения к хлебу и людям, вырастившим его, а также бережного отношения к одному из самых важных продуктов питания в России — хлебу.
Задачи:
- обогащение и уточнение знаний детей о хлебе и труде взрослых;
- формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его;
- уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
- формирование представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
Экспонаты:
- Детская литература (книги с пословицами, поговорками, стихами и рассказами о хлебе («Колосок», «Колобок» и т. д.,).
- Методические, наглядные пособия: «Откуда хлеб на стол пришел», «Достань и назови», «От зернышка до хлебушка», «Виды хлебобулочных изделий», загадки о хлебобулочныхх изделиях.
- Подборки картинок «Сельхозтехника», «Хлеборобы», «История хлеба» (выращивание хлеба в Древней Руси и в современном мире).
- Альбом «Рецепты наших мам» изготовления хлеба разными народами, представителями которых являются воспитанники группы.
- Альбом «Семья хлеборобов».
- Подборка дидактических игр на тему «Хлеб – всему голова», такие как: «Что за чем идет», «Найди пару», «Сельскохозяйственная техника» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
- Подборка пальчиковых игр.
- Колосья разных видов зерна.
- Изделия из муки и виды хлебобулочных изделий.
- Нетрадиционное применение изделий из муки: рисование с помощью манной крупы, поделки из макарон.
- Макет мельницы.
- Самовар.
- Консультация для родителей «Мини музей в детском саду»; «Хлебные профессии», «Мамины помощники».
- Художественная литература по фольклору (потешки, сказки).
Мини-музей «Народная игрушка-символ России»»
1. Паспорта проекта, утверждение состава команды проекта.
2. Альбом «Городецкая роспись»
3. Альбом «История народной игрушки»
4. Альбом «Виды народных промыслов»
5. Дидактическая игра «Собери головоломку»
6. Дидактическая игра «Подбери узор для матрешки»
7. Фотоматериалы мероприятий
8. Колыбельные песни
9. Русские – народные сказки
10.Пестушки и потешки
11.Русские-народные былины
Цель: Пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной игрушке, как к символу России.
Задачи:
- Изучить историю возникновения народной игрушки. Познакомиться с видами народных игрушек.
- Обогащать развивающую предметно пространственную среду группы.
- Воспитывать у детей нравственные качества: чувство патриотизма, уважение к национальным традициям.
Аспекты музейной деятельности:
Мини–музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развитие художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая
- экспозиционная
- познавательная
Мини-музей «Глиняное чудо»
Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.
Задачи: Познакомить детей с историей появления посуды в жизни человека; с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды. Познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной. Расширить и углубить представления детей о посуде (из какого материала изготавливается — глина). Развивать поисковую деятельность, творческую активность. Вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Разделы и экспонаты.
Экспонаты нашего музея привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты изготовлены из глины. Некоторые из них изготовлены самими детьми.
В нашем музее есть разделы:
1. "Глиняная посуда"
Раздел представлен посудой разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки, глиняные игрушки, глиняные вазы, и т. д.
2. "Сказочки-загадачки"
В этом разделе собраны произведения детской литературы: пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихотворения о глине и глиняных изделиях.
4."По-играйка"
Раздел представлен дидактическими играми - "Собери кувшин, чашку, тарелку", "Подбери узор", «Подбери пару», раскраски.
5. "Выставка"
В этом разделе собраны рисунки детей, иллюстрации, фотоальбом «Мини-музей «Глиняная посуда».
Перспективы развития мини-музея глиняной посуды:
1. Экскурсии детей детского сада "Улыбка" в мини музей "Глиняная посуда".
2. Театрализованная деятельность по сказке "Горшочек каши".
3. Игровая деятельность - сюжетно - ролевые игры, дидактические игры.
4. "День открытых дверей для родителей "Приглашаем вас в музей!".
5. Подбор художественной литературы, научно-познавательных фильмов, презентаций.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Пополнение фотоальбома музея.
8. Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности
Мини-музей "Деревянная игрушка"
Цель: выявление, формирование, ознакомление и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева, приобщение к народному творчеству, историей её появления и материалом для изготовления; воспитание интереса к игрушке, развитие любознательности; активизации совместной деятельности родителей и детей.
Задачи:
Способствовать
- активной игровой деятельности ребенка;
- познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;
- социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире;
- развитие коммуникативных навыков;
- художественно - эстетическому развитию;
- развивать мелкую и крупную моторики, сенсорное восприятие;
- привлекать родителей к совместной, продуктивной деятельности с детьми
Содержание музея:
Дидактические материалы
Картотека игр с деревянными игрушками
Альбом «Развивающие игры с деревянными игрушками»
Альбом «Сказки про деревянные игрушки»
Альбом «Большие возможности игрушек»
Альбом «История возникновения деревянных игрушек»
Альбом «Различные виды деревянных игрушек для дошкольников»
Альбом «Пословицы, поговорки, народные приметы»
Фотоматериалы мероприятий
Оборудование и материалы
Деревянные Шахматы
Шнуровочка
Деревянные игрушки для создания сюжета
Разновидность различных деревянных игрушек
Пирамидка
Игрушки-забавы
Музыкальные шумелки
Мини - музей «Русская матрёшка»
Профиль мини – музея: познавательный
Направление: Художественно - эстетическое
Содержание и экспонаты: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в шкафу групповой комнате. Большая часть экспонатов была куплена, часть экспонатов подарена семьями воспитанников, некоторые игрушки изготовлены воспитателем и детьми. Альбом «Матрешки», тетрадь для творчества (матрешки)
Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини- музея может подсказать тему для интересного разговора.
Пояснительная записка
Матрешка появилась в России в 90х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры.
Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская
мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать с распространенным именем на Руси Матрѐна (Матрѐша).
В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве.
Цель: формирование познавательного интереса и активизация речи дошкольников путем игр с матрёшкой.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие.
- Развивать познавательные способности, творческое воображение.
- Обогащать предметно-развивающую среду группы предметами русского народного творчества.
- Активизировать работу мелкой моторики.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-Принцип наглядности
-Принцип учета возрастных особенностей дошкольников
-Принцип последовательности
-Принцип опоры на интересы ребенка
-Принцип сотрудничества.
Использование мини – музея:
- Формировать первичные представления о музеях. Знакомить с русским народным фольклором игрушки;
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;
- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием
народной игрушки;
- Организовать совместную деятельность родителей с детьми.
- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Характеристика помещения:
мини-музей расположен на полках и стендах группы.
Мини – музей «Пуговица – чудесница»
Профиль музея: познавательный.
Цели:
- формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира;
- расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Исходя из поставленных целей, были определены задачи:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
- развитие мыслительной активности и творческих способностей;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
- поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделение их сходств и различий по нескольким основаниям;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование представления о многообразии видов пуговиц;
- знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип опоры на ребенка;
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Аспекты музейной деятельности
Мини музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Оформление мини-музея:
Коллекция поделок используется при работе с детьми совместно с воспитателем.
На полке представлена детская литература «Сказки и истории про пуговицу», подборка картинок о пуговицах, альбомы и папки: «История маленькой пуговицы», «Пуговицы», дидактические игры «Посмотри – укрась», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговка», «Выложи узор» и др., альбом с фотографиями пуговиц, каталог экспонатов музея, каталог игр с пуговицами, конспекты занятий, документация.
Разделы мини-музея «Пуговицы»
«Коллекция пуговиц»
Оформлена в виде дерева:
- форма: круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, оригинальные;
- цвет: разнообразие цвета;
- размер: представлены пуговицы разных размеров;
- материал: деревянные, перламутровые, стеклянные, бамбуковые, металлические, пластмассовые, обтяжные из ткани;
- назначение: для детской одежды – детские;
- количество дырочек: две, четыре, на ножке;
- узором.
Коллекция может быть использована в процессе непосредственной образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях:
- социально-коммуникативной,
- познавательной,
- речевое развитие,
- художественно-эстетической.
«Поделки из пуговиц»
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, театральной деятельности. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственной образовательной деятельности в образовательных областях.
«Виды пуговиц»
Оформлена в виде альбома «Каталог экспонатов музея пуговицы»
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, сказки, пословицы и поговорки, народные приметы о пуговицах.
«Большие возможности маленькой пуговицы»
Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности, или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.
«Пуговица»
Здесь собраны альбомы о пуговицах. Все может быть использовано в процессе непосредственной образовательной деятельности.
«Игры с пуговицами»
Картотеки игр с использованием пуговиц.
Использование мини-музея «Пуговица»
Экспонаты мини-музея можно использовать:
- в совместной деятельности воспитателей ДОУ, родителей и детей 3-7 лет, для индивидуальной работы и для работы с подгруппой детей;
- в ходе самостоятельной деятельности детей;
- в ходе реализации основных видов организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных представлений об окружающем мире;
- для проведения экскурсий для других групп детского сада. : «История возникновения пуговицы», «Чудо-пуговка», «Путешествие в пуговичную страну».
Организация деятельности детей
Во время работы мини-музея «Пуговица» может быть организована деятельность детей индивидуального характера, в подгруппе. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Перспективы развития мини-музея
- подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговице;
- экскурсии в магазин фурнитуры и ателье;
- семейный праздник «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!»
- написание книжек-малышек или большой книги о своей истории или сказки про пуговицу;
- пополнение коллекции пуговиц;
- проведение конкурсов рисунков и поделок;
- сбор печатного материала о пуговицах: книг, журналов, вырезок из газет и журналов и др.
Мини-музей "История возникновения мяча"
Цель: в ходе реализации музейной деятельности формировать у детей познавательный интерес, расширять кругозор, любознательность, творческую
активность, общую осведомлённость о мячах.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о музее.
2.Вызвать интерес у детей с помощью упражнений и игр с мячом.
3. Развивать физические качества детей.
4. Формировать двигательные навыки с мячом.
5. Побуждать к творческой деятельности
6. Способствовать обогащению о рукотворном мире, развивать познавательные интересы.
Предполагаемый результат: - дети должны получить знания, умения, опыт, развивающие их нравственно, эстетически, физически; - дети научатся создавать мини-музеи и бережно относится к экспонатам; - у детей должно быть сформировано понимание того, что заботиться о своѐм здоровье - значит помогать Родине, потому что сильные, смелые, ловкие - это лучшие защитники Родины в будущем; - должно быть воспитано чувство гордости и любви к спортивным достижениям спортсменов своей «малой Родины»; - должно быть обеспечено оздоровление и физическое развитие детей в соответствии с их возрастной физиологией.
Мини-музей «Народных инструментов»
Идею создания мини-музея «Народных инструментов» подсказали дети: во время слушания музыкальных произведений – у ребят возникал вопрос: «Какие инструменты звучат?», «Откуда они взялись и сколько им лет?», таким образом, возник интерес найти информацию и оформить паспорта музыкальных инструментов «История возникновения музыкальных инструментов».
В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея создания мини-музея, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов.
Мини-музей «Значки разных эпох»
Цель создания музея: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории России.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития поисковых и творческих навыков.
Экспозиции мини-музея
- «География России»
- «Спорт. Олимпийские игры»
- «Значки для детей»
- « Юбилейные значки»
- « Россия – родина наша»
Экспозиции пополняются новыми экспонатами.
Изучение старых значков помогает окунуться в глубины давних времен, изучить традиции и обычаи, которые царили тогда, а также ознакомиться с важнейшими историческими событиями и значимыми личностями, изображение которых обязательно находило отражение в изготовленных значках.
Многие, представленные в мини-музее экспонаты, связаны с событиями, происходившими в истории нашей страны, с символикой городов, со спортивными олимпиадами и достижениями, значки пионерских и комсомольских движений.
Коллекционирование значков и других нагрудных знаков является видом исследовательской деятельности, очень тесно связанной с историей.
Мини-музей "Волшебный мир камня"
Цель: формирование у детей представления о многообразии камней и минералов.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием камней и минералов, их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам.
- Развивать познавательный интерес, навыки опытно-экспериментальной деятельности.
- Познакомить детей с новыми сказками и рассказами.
- Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, воображение, мелкую моторику.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
Мини-музей располагается в группе компенсирующей направленности № 11 «Теремок». Экспонаты размещены на полках, в специальных контейнерах, разделенных на секции и снабжены этикетками. В мини-музее представлены объекты неживой природы (камни и минералы).